06.09.2022
В Гонконге говорят при жизни негде жить, а после смерти негде похоронить.
У них есть необычное кладбище Пок-Фу-Лам, расположенное на склоне холма. Это христианский некрополь, но создавался он по фэншую, и все могилы на нем должны смотреть на воду. Так, по крайней мере, было, когда оно только появилось в конце XIX века.
При ближайшем рассмотрении выясняется, что за возвышенным образом этого некрополя скрывается, не просто горе отдельно взятых людей, потерявших близких, а очень большая проблема всего специального административного района Китая. И вместо созерцания моря мертвые уже давно смотрят на жилые многоэтажки.
Гигантский некрополь разрастался сверху вниз и сегодня является олицетворением одной из главных проблем Гонконга – отсутствия свободного места. Террасы здесь появились не сразу, а постепенно, когда места становилось все меньше и меньше.
При этом старых исторически значимых захоронений, как на Новодевичьем или Введенском, здесь очень мало, поскольку места на кладбище не продают навсегда, а сдают в аренду. Так, например, арендовать место на 10 лет будет стоить 360 тысяч гонконгских долларов – около 2,5 миллионов рублей. Здесь практически нет запущенных могил, но от этого зрелище не становится радостнее, а скорее наоборот усиливается осознание ужаса, с которым сталкиваются местные жители.
На некоторых кладбищах Гонконга тела и вовсе покоятся в течение всего семи лет, после чего кости выкапывают и перезахоранивают на меньшем участке земли. В России, для сравнения, даже в официально заброшенную могилу никого захоронить нельзя. А в Гонконге могилы теснятся одна к другой и сами по себе значительно меньше по размеру привычных для нас по указанной выше причине. Здесь и речи быть не может о том, чтобы прогуляться или спрятаться в тени, как по утопающим в зелени московским кладбищам.
В такой ситуации местные ритуальные службы предоставляют услугу по захоронению на материковом Китае или Макао, что, разумеется, тоже обходится недешево. Поэтому многие жители Гонконга начинают копить деньги на место на кладбище едва ли не со студенческой скамьи.
Конечно, кремация стоит дешевле, однако это не отменяет того, что ждать в очереди своего места в колумбарии урна с прахом может очень долго. Как правило, урны хранят дома у родственников или в ритуальном бюро, где уже образовалась очередь под 100 тысяч урн.
В сложившейся ситуации власти поощряют развеивание праха над морем, что противоречит китайской традиции, впрочем, как и кремация. Но в Гонконге места катастрофически не хватает ни живым, ни мертвым, поэтому людям приходится поступать наперекор себе и многовековому укладу.
#опытдругихстран
Фото: Kin Cheung, Dima Stouhi